Перунов день традиции

Перунов день или День славянского защитника — воинский праздник, посвященный богу-громовержцу в славянской мифологии, покровителю князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне.

Перун-громовержец считался главным богом славянского языческого пантеона, родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново.
 
В первую очередь он воспринимался как покровитель воинов. В былые времена в этот день молодых бойцов посвящали в воины, приносились и жертвоприношения.
Утро Перунова дня начиналось с зачина — общего сбора всех мужчин общины. Каждый был обязан иметь с собой оружие, хотя бы нож и топор. Во время зачина вооруженные мужчины совершали торжественное шествие с песней. После славлений Перуну воины приступали к освящению оружия: на щиты, положенные перед капищем, клались мечи, топоры, копья, ножи, булавы и другое холодное оружие.
 
В жертву Перуну приносили быка. На жертвенной крови совершался заговор на оружие. Волхвы мазали кровью чело каждого воина, после чего те надевали на голову красные повязки. Над жертвенным огнем освящались воинские обереги. После зачина проходили обрядовые поединки, по окончании которых мужчины несли к алтарю Перуна ладью с дарами, которую поджигали волхвы. Прогоревшее пепелище засыпалось землей, и там вершились тризна (поминовение погибших) и страва (общинная трапеза).
 
Обрядовой едой в Перунов день обычно являлись говядина, дичь, курятина, каши, а из напитков — мед (преимущественно у княжеской дружины), пиво, квас.
 
С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы —  обливании водой специально выбранной женщины.
 
Реанимировать давно ушедшие праздники и традиции нынче модно.
 
Вот и харьковчане решили устроить 20 июля в Журавлевском гидропарке такой себе Перунов день.
 
Как сообщает «Городской Дозор» со ссылкой на организаторов праздника, праздник начнется в 17.00. Гостей будут развлекать казацкими боями, метанием ножей и хождением по углям.

Он же Перун, он же  Илья-пророк, он же…

Кстати, с началом христианства на Руси Перуна заменил Илья-пророк, и 20 июля православные предпочитают отмечать Ильин день.
 
В народе говорили: «До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру», «На Илью до обеда — лето, а после обеда — осень», «До Ильи поп дождя не умолит, после — и баба фартуком нагонит», «До Ильина дня дождь в закром, а после Ильина дня — из закрома», «Илья словом дождь держит и низводит», «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет», «С Ильина дня мужику две угоды: ночь длинна да вода холодна», «После Ильина дня в поле сива коня не увидать — ночи темные». «Илья-пророк — косьбе срок», —  то есть заканчивается сенокос и начинается жатва, «Илья-пророк в воду льдинку уволок», — по поверьям, у мчащегося по поднебесью Перунова коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода похолодела.
 
Перунов (Ильин) день называли в народе «сердитым днем». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя: «На Ильин день снопов не мечут: грозой спалит».
 
В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. Также на Ильин день перегоняли пчел, подчищали ульи, подрезали первые соты, отсюда присловица: «Богат, как Ильинский сот».
 
Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим — во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов день вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров. Готовились к Перунову дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядовое пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали Краду из чистых дубовых поленьев

Категория: Заговор на Ильин день | Добавил: Славомира (22.07.2014)
Просмотров: 1186 | Теги: традиции, Заговор, славянские, перунов день