Названия недели и дней Названия недели и дней Неделя: Радоницкая неделя, Радуницкая неделя, Радонки, Проводная неделя, «Поминальний тиждень» (укр.), «Бабські проводи» (укр.), «Весняна радість» (укр.), «Вархушовая неделя» (полес.), «Красная неделя» (полес.), «Мёртвая неделя» (полес.), «Проводный тыждень» (полес.), «Яркосная неделя» (полес.), Новая Неделя, «Да́рниковая неде́ля» (полес.), Фомина неделя. Воскресенье: Красная горка, Радушное воскресенье, Редомное воскресенье, «Провiдна неділя» (укр.), «Радуниця» (укр.), «Радовниця» (укр.), «Радунець» (укр.), «Гробки» (укр.), «Поминки» (укр.), «Батьківський Великдень» (укр.), «Радульные деды» (укр.), «Артусное воскресенье» (полес.), «Да́рнико́вое воскресенье» (полес.), «Дарна́я няде́ля» (полес.), «Пробудная неделя» (полес.), Антипасха, Фомино воскресенье. Понедельник: Радоница, Навий день, Усопшие Радаваницы, «Проводи» (укр.), «Гаркуши» (полес.), «Дедовица» (полес.), «Деды радостные» (полес.), «Деды радужные» (полес.), «Воловские проводы» (полес.). Вторник: Радоница, Навий день, Усопшие Радаваницы, Проводы, Тризны, Могилки, Навиев день, «Гаркуши» (полес.), «Градовицы» (полес.), «Красная горка» (полес.), «Навская радуница» (полес.), «Поминки» (полес.), «Проводы справедливые» (полес.), «Радовый день» (полес.), «Радуга» (полес.), «Родичи» (полес.). Среда: «Громницы» (полес.), «Громничная середа» (полес.), «Сухая середа» (полес.). Пятница: «Провiдна п'ятниця» (галиц.). Суббота: «Дiдова субота» (укр.), Вьюнец, Вьюшник. Красная горка, первый день Красная горка (праздник) Здравствуй, красное солнышко! Празднуй, ясное вёдрышко! Из-за гор-горы выкатайся, на светел мир воздивуйся, по траве-мураве, по цветикам по лазоревым, подснежникам лучами-очами пробегай, сердце девичье лаской согревай, добрым молодцам в душу загляни, дух из души вынь, в ключ живой воды закинь. От этого ключа ключи в руках у красной девицы, зорьки-заряницы. Зоренька-ясынька гуляла, ключи потеряла. Я, девушка (имярек), путём-дорожкой прошла, золот ключ нашла. Кого хочу — того люблю, кого сама знаю — тому и душу замыкаю. Замыкаю я им, тем золотым ключом, добраго молодца (имя) на многие годы, на долгая вёсны, на веки веченские заклятьем тайным нерушимым. Аминь! Все присутствующие при заклинании повторяли каждое слово за хороводницею, вставляя полюбившиеся каждому имена. Затем заклинавшая солнышко девушка, положив наземь посредине круга крашеное яйцо и круглый хлебец, затягивала песню-веснянку. Весна-красна! Весь хоровод подхватывал. Эту песню сменяла другая; ту — третья. После песен принимались за угощенье, начиналась весёлая пирушка. В эти же дни принято на Руси одаривать «богоданную» родню зятьям да невесткам. В первый день Фоминой-радоницкой недели разносится песня, напоминающая об этом последнем обычае: Подойду, подойду, В селе Нижняя Серебрянка Воронежской области в этот день обязательно ходили в церковь, потом садились за стол. Начинали с пирога, который назывался Ряженый. Его пекли в каждой избе, без него праздник — не праздник. Украшали его различными фигурками из теста, потом разрезали на кусочки, смазывали коровьим маслом и ели. На стол подавали также холодец, кашу с молоком, борщ и обязательно четверть водки. После обеда выходили на Широкую улицу. Мужики ходили, выходили и брались за рушники, рядом в кругу вставали женщины. Шли друг на друга: кто кого собьёт. Состязались обычно село на село. Чьё село победит, туда и шли продолжать праздник. Шли с песнями, пели: «На дворе дождь не силён, не дробен», «Ой, дудки вы, дудки, звончатые гусли». На Широкую улицу приходили разнаряженные. Мужики в рубахах с расшитыми поясами, женщины в атласных сарафанах и цветастых платках. Сейчас этот праздник сошёл на нет. Он заключается в посещении кладбища и застолья. В отличие от Пасхи не говорят люди: «Христос воскрес!» и не устраивают весёлых забав. Считается, что в этот день усопшие идут обратно на кладбище, погостевав у родственников всего недельку. В селе Сухой Донец на Красную горку по улице ходили ряженые, «водили козла». Водили хороводы, пели песни: «Не бела заря», «По двору-двору», «В саду яблонька лесная», «Расцветала сирень». На этот праздник катали яйца с горы. Ходили в лог, да с бугра катилось яйцо[2]. По всей Украине в этот день ходят дети по домам славить «ярь и зеленачку». «Радованье» покойников, второй и третий день Радоница В Полесье говорили: «У понедельникк раданишные деды правиш, а ва утром идеш на могилки». На Радоницу после полудня вся семья шла на кладбище к могилам близких, где катали по могиле крашенные яйца, поливали могилы пивом (позже — вином или водкой). Часть яиц отдавали нищим с просьбой помянуть предков, а сами накрывали могилы рушниками, на который ставили разную еду. Хозяин одно крашеное яйцо закапывает в землю, христосуется таким образом с умершими, семья садится вокруг могилы. Женщины причитают. Потом и они садятся вместе с другими. Выпив пива или вина, все едят кушанья, которые принесены на могилу. Возвратившись с погоста старики и старухи вечером остаются дома, а молодые парни и девки, иногда и семейные пары, водят хороводы, играют в горелки, поют песни, веселятся. Прогулки заневестившихся девушек В течение недели устраиваются праздничные прогулки заневестившихся девушек. Женихи, в свой черёд, выходят на смотрины, совершающиеся на весеннем вольном воздухе, под зеленеющими навесами распускающихся деревьев. Бывает и так, что на месте «зеленых смотрин» происходит и самое рукобитье. Местами существует обычай (например, в Костромской губернии), позволяющий парням, в честь Матери-Сырой-Земли, обливать водой приглянувшихся им девушек. Кто обольёт которую, тот за неё и должен свататься, — гласит обычное, нигде, кроме памяти народной не записанное, право. Кто не сделает этого, тот считается лихим обидчиком, похитителем чести девичьей. В Густинской летописи так рассказывалось о подобии этого обычая: «От сих единому некоему богу на жертву людей топяху, ему же и доныне по некоих странах безумныя память творят: собравшиеся юнии, играюще, вметают человека в воду, и бывает иногда действом тых богов, си есть бесов, разбиваются и умирают, или утопают; по иных же странах не вкидают в воду, но токмо водою поливают, но единако тому же бесу жертву сотворяют». В селе Подгорное Воронежской области на Красную горку мужчин провожали в поле «пар пахать», а женщины оставались «курку молить». Содержание этого обряда заключалось в совместной трапезе, участниками которой были только женщины. В селе Глушицы молодёжь ходила по селу с косой. Девушки собирались в доме и жарили яичницу. В селе Долгомоховатка девочки выходили гулять, складывались по несколько яиц и просили какую-нибудь бабку пожарить им яичницу: «Ты нам яишницу не сделаешь, бабушка?» — «И сделаю, толька играйте песни, а то ня буду делать, падгарит яишница». Пели: «Яишница, яищница…», «и раза три патянем, уж ана паспела, а её усё тянут». От Фоминой недели до Ивана дня — «хмелевые ночи», Ходит Яр-Хмель по ночам. Это самое весёлое время деревенской молодёжи. Молодёжь в те ночи песни играет, хороводы водит, в горелки бегает от вечерней зари до утренней. «Ходит Ярилушка по тёмным лесам, бродит Хмелинушка по сёлам-деревням. Сам собою Яр Хмель похваляется: Нет меня, Ярилушки, краше, нет меня, Хмеля, веселее — без меня, весёлого, песен не играют, без меня, молодого, свадеб не бывает…". На кого Ярило воззрится, у того сердце на любовь запросится…» Вьюнец, последний день Основная статья: Вьюнишник На горе было горе,
Ещё здравствуй, молодой, Окликание дождя Основная статья: Заклички про дождь Дождик, дождик!
В Болгарии в среду проводился обряд Мара Лишанка с целью призвать благодатный весенний дождь и защитить посевы от града. День Жён-мироносиц Основная статья: День Жён-мироносиц Поговорки и приметы Веселы песни о Масленице, а веселей того — о Радонице. Весёлая Масленица — беспросыпная горе-пьяница, а гульливая Радоница — светлой радости приятельница. Пили на Масленице, с похмелья ломало на Радонице. Масленые пьяные песни о голодный Велик-Пост разбиваются, колокольным постным звоном глушатся, а радоницкие-вьюнишные по красным горкам раздаются, с семицкими-девичьими перекликаются. При первом проблеске весны говорили: “Родители из могил теплом дохнули”. Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует. Расплакалася, как усопшая радуница. Во вторник нежелательно было что-либо сеять или садить. «Рáдовныца во втóрок. Як будэ дож, Божа Мати корóмыслом будэ воду нэсти» (полес.). «Иды, зыма, до Кыева. А нам лито покынула. Иды, зыма, до Кучава, бо ты нам докучыла» (полес.). «Иди, зима, бо ты нам хлиб выела» (полес.). | |
Категория: Заговор на Красную горку | Добавил: Славомира (14.04.2015) | |
Просмотров: 1731 |